Перевести страницу

Эссе


Эссе

«Я учитель! Учитель музыки!»


«Благодаря музыке в человеке

пробуждается представление

о возвышенном, величественном,

прекрасном не только в окружающем

мире, но и в самом себе»

В.А.Сухомлинский


В мире существуют много разных профессий и специальностей, общее количество которых не сосчитать простому человеку, без специальной подготовки. И каждый специалист когда-то учился у учителя, педагога, преподавателя.Я – учитель, человек, который нужен каждому специалисту, профессору, врачу, политику в начале его пути. Учитель - это человек, который, дарит знание и просвещение, учит трудолюбию, воспитывает уважение к себе и другим, человек, который учит других людей всему хорошему, красивому и возвышенному. И именно с красивым и возвышенным, связана моя профессиональная деятельность - деятельность по обучению детей музыке и искусству пения.

Не каждый человек одарен талантом природой, но каждый человек независимо от своих дарований, любит петь, наслаждаться, когда другие поют, с рождением ребенка мать поет ему колыбельную. Я считаю, что с музыкой связана вся жизнь человека, поэтому она необходима, и необходимо, чтобы её развивали, облагораживали, сохраняли. Музыкальное воспитание – это воспитание вкуса, души, памяти, оно безгранично и многогранно. Я являюсь учителем основ – учителем музыки в общеобразовательной школе.

Основулюбви к музыке я взяла от своих родителей: отца Ондар Даш-Моге Дагбаевича и матери Ондар Уваня Сендиевны. Отецне был профессиональным музыкантов, певцом - был просто любителем,работалмастером на фабрике «Туваасбест» им. В.И. Ленина. Сколько себя помню, я слушала его игру на балалайке, дошпулууре.Он, помимо певческого таланта обладал ещё и талантом хорошего танцора. Хорошо пел русские и тувинские песни. Особенно меня восхищало его горловое пение. Повзрослев, я поняла, какой он был талантливым человеком: владел многими стилями тувинского горлового пения. У него каргыраа имел несколько стилей: хову каргыраазы, тайга каргыраазы, ещесыгыт, борбаннадыр сыгыт, хоомей.

А мама, Уваня Сендиевна тоже пела, любила музыку. Она в молодости пела в ансамбле песни и танца «Саяны». Принимала участие в фестивалях, конкурсах. И в настоящий момент мама участвует в различных конкурсах песен. У нее прекрасный звонкий голос. Я очень люблю, когда она поет.

Родители, были активными участниками смотра художественной самодеятельности в свои времена. Оба имеют много наград, как лучшие исполнители песенного и танцевального творчества, принимали участие в республиканских фестивалях и смотрах.

Как говорится в пословице тувинского народа «Аът болуру кулунундан, кижи болуру чажындан» («Лощадью становятся с жеребенка, человеком становятся с детства») -отец воспитывал любовь к музыке с ранних лет: его любимая балалайка звучала по вечерам, по выходным, и обязательно демонстрировал свое мастерство по большим праздникам перед массовым зрителем. Отец, как глава семьи, привлекал своих детей ктворчеству: обучал пению, сформировывал любовь к музыке, танцу, развивал сочинительское начало. Подражая ему, я и мои сестры, очень часто играли «в концерты»: устраивали детские мини-концерты, которые входилипесни, танцы, и имитации игры на музыкальных инструментах, пародировали ведущих телезвезд. Отец с матерью всегда поддерживали, хвалили, хотели, чтобы мы, когда выросли, стали полезными для общества гражданами, разносторонне талантливыми людьми.

Я полюбила музыку, как мои родители, и гордилась ими с самого детства. Мне хотелось, чтобы они тоже в свою очередь гордились мной. Поэтому в 9 лет я поступила в Детскую Музыкальную Школу г. Ак-Довурак в класс преподавателя Булавко Тамары Федоровны по специальности аккордеон. Начала участвовать во многих творческих конкурсах, фестивалях, таких как конкурс песенного творчества «Сумбер- Уула», конкурс гитаристов «Звени, гитара», смотры художественной самодеятельности среди классов, школ и.т.д. Так началась моя жизнь, крепко связанная музыкой.И я, охваченная этим волшебным искусством, не заметила, как очутилась в музыкальном отделенииАк-Довуракского педагогического училища.

С поступлением в Ак-Довуракское педагогическое училище, я начала серьезно изучать музыку, как основное направление своей профессиональной жизнедеятельности. Окончив данное училище, я начала свою педагогическую деятельность в общеобразовательной школе, как учитель музыки.

Музыкальное образование является важнейшим разделом эстетического воспитания подрастающего поколения. Сегодня для развития музыкального образования в нашей республике делается многое: открываются музыкальные школы, создаются различные музыкальные кружки в школах, при Дворцах культуры, Домах детского творчества и т.п. Однако при этом разнообразие форм внешкольных занятий не может заменить систематического музыкального воспитания. Только в общеобразовательной школе на уроках музыки может осуществляться целенаправленное, планомерное, последовательное музыкальное воспитание всех детей без исключения.

Дать учащимся общее музыкальное развитие, приобщить их к высокому музыкальному искусству, сформировать эстетические вкусы на лучших образцах тувинской народной, классической зарубежной и русской музыки, воспитать активных участников художественной самодеятельности школы и города, способствовать нравственному совершенствованию подрастающего поколения – таковы основные направления работы учителя музыки в школе.

Ушинский писал: «Учение – это серьезный труд, требующий волевых усилий. Но, тем не менее, этот труд должен быть интересным, привлекательным». Интерес – прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. Под его влиянием развиваются музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, усиливаются непроизвольное внимание, сосредоточенность.

Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и не сухое вдалбливание песенного материала. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, эстетических переживаний, заставляют что-то по-своему продумывать, прочувствовать, освоить.

Для того чтобы дать яркий, эмоциональный, занимательный урок, я веду постоянный поиск. Работа на уроке предусматривает развитие практических навыков, усвоение информации об истории музыкальной культуры, о музыкальных инструментах, сведений о композиторах, музыкальных терминов, исполнение песен, слушание музыки.

В начальной школе – это частая смена различных видов деятельности: игры, пение, нотная грамота, физкультминутки, слушание музыки. Дети очень любят играть в игры-загадки: узнать какой звучит инструмент, что изображает музыка и т.д. Младшие школьники очень любят рисовать. Но, мы не просто рисуем, а играем в художников, которые прослушали музыкальное произведение и хотят красками и линиями передать его настроение и характер. При разучивании песен большое внимание уделяю жестам, мимике. Так легче запоминаются слова, и детям исполнять песню становится интереснее. В начальном звене дети с удовольствием поют, поэтому я разучиваю большое количество песен, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.

В среднем звене материал усложняется, увеличивается количество информации. Я стараюсь преподносить материал так, чтобы дети воспринимали его как часть истории своей страны и мировой истории. Чтобы новое запоминалось легче, использую различные схемы, таблицы, опорные сигналы. Не требую обязательного запоминания отдельных фактов, дат. Стараюсь научить мыслить.

Слушание музыки – один из важнейших этапов урока. Как правило, проблема состоит в том, что дети не могут ясно выражать свои мысли из-за нехватки словарного запаса. Характер музыки часто определяется несколькими словами: весело- грустно, быстро-медленно. Здесь нам на помощь приходит «Словарь эмоций», который всегда находится у детей перед глазами, над доской. Слушая произведение, дети выбирают из словаря два-три слова, которые, по их мнению, четко определяют характер прозвучавшей музыки. Постепенно они учатся говорить о музыке развернуто, не ограничиваясь двумя словами.

Одной из главных задач, как на уроке, так и во внеклассной работе остается воспитание духовно-нравственной личности, воспитание чувства патриотизма через слушание и исполнение произведений композиторов Тывы, через обычаи и традиции, культурное наследие многонациональной республики.

Работа учителя музыки в школе отличает многоплановость и многопрофильность. Это объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, и хоровое пение, и ознакомление с основными музыкальными понятиями, и музыкальное творчество в различных проявлениях. Осуществление всего этого, требует овладения множеством знаний и умений и может быть выполнено при условии, если учитель знает не только методику проведения урока, принципы его построения и особенности внеклассной работы, но и хорошо знает класс, состоящий из школьников с очень разными интересами и потребностями, и, самое главное, любит и понимает детей.


Исходя из вышеперечисленных обстоятельств, мы приходим к выводу, что из каждодневных упорных занятий, из каждого трудоемкого учебного процесса постепенно рождаются таланты, которые потом будут цветать на больших и малых сценах. Они ив разных конкурсах средитрудовых коллективов, они просто и поющие люди в своем семейном кругу, и они делают нашу жизнь ярче, светлее и радостнее.

Самым главным в работе учителя является хороший результат достижений его учащихся в различных конкурсах, мероприятиях и олимпиадах. Мои учащиеся являются победителями, призерами различных конкурсов, фестивалей на муниципальном, региональном и федеральном уровне.Это и есть результат моей работы.

Учитель музыки в общеобразовательной школе - это проводник в прекрасный мир искусства многих детей, вдохновитель юных дарований всю свою жизнь, это образ жизни.






Ондар А.Д-М., учитель музыки 1 квалификационной категории МБОУ СОШ № 4 г. Ак-Довурак